Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛОФЕРСКИЕ МОНАСТЫРИ
29, С. 576-578 опубликовано: 21 апреля 2017г.


КАЛОФЕРСКИЕ МОНАСТЫРИ

[болг. Калоферски манастири], 2 мон-ря Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви близ г. Калофер (Болгария).

В честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь

находится в 6 км от города. Время основания мон-ря неизвестно. Возможно, он возник как подворье обители, действовавшей в ныне разрушенной крепости Звыниград близ Калофера,- об этом, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует металлический крест 1530 г. из находившейся в крепости ц. Пресв. Богородицы, к-рый долгое время хранился в новой обители (Цанкова-Петкова Г. Археологически данни в една географска карта на Калофер о 1874 г. // Археология. София, 1960. Кн. 1. С. 43; Валентина (Друмева). 1998. С. 18-20). Игум. Исаия в XIX в. сообщал, что мон-рь был основан монахом-отшельником, подвизавшимся в 40-х гг. XVII в. в близлежащих пещерах, к-рому Божия Матерь во сне указала место, где после разорения Горносельского мон-ря была спрятана икона Рождества Пресв. Богородицы.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря близ г. Калофер. 1877 г.
Церковь Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря близ г. Калофер. 1877 г.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря близ г. Калофер. 1877 г.
Ок. 1700 г. послушник нашел в дупле дерева много денег, на к-рые были построены церковь и здания мон-ря. По преданию, османские власти разрешили строительство с условием все работы проводить ночью (Начов. 1895. С. 8-9). Безкупольная церковь была вкопана в землю. На месте этой церкви в 1819 г. мон. Паисий (Памво Генчовец), выпускник КДС, на свои средства поставил таких же размеров крестообразный каменный храм (21×12 м). Тур. власти запрещали строительство храмов, и мон. Паисий говорил, что строит мечеть (Там же. С. 9-10). В XIX в. обитель была важным духовным центром, служба в ней велась на слав. языке. Обретенная икона Рождества Пресв. Богородицы считалась чудотворной и привлекала к себе множество верующих. Жители Калофера подарили мон-рю близлежащие луга и леса. В б-ке мон-ря хранились рукописи, в т. ч. помянники и хроника, к-рые впосл. исчезли (Куев К. Съдбата на старобълг. ръкописна книга през вековете. София, 1986. С. 173).

До разрушения в 1877 г. мон-рь имел форму закрытого четырехугольника с 4 воротами, главные выходили на юг. Внутреннее пространство обители было разделено на 2 двора, западный (хозяйственный) и восточный (с храмом и кладбищем). В 3 зданиях было 150 комнат для гостей. Над чудотворным источником во имя св. бессребреников Космы и Дамиана и св. вмч. Пантелеимона, который находится близ монастыря, в 1825 г. на средства А. Минюва из Стара-Загоры была поставлена 6-угольная в плане часовня, украшенная в 1869 г. живописью (Начов. 1895. С. 43-47).

В XIX в. мон-рь посетили неск. европ. путешественников, в т. ч. в 1871 г.- австр. географ и этнограф Ф. Каниц (Kanitz F. La Bulgarie danubienne et le Balkan: Études de voyage, 1860-1880. P., 1882. Р. 257-258); нем. историк и археолог Г. Барт сообщал, что в 1862 г. в мон-ре проживали 6 насельников (Barth H. Reise durch das Innere der Europäischen Türkei. B., 1864. S. 33-35).

Мон-рь неск. раз подвергался нападениям турок и кырджалиев - в 1799, 1804 и 22 дек. 1852 г. (Начов. 1895. С. 23-24). 27/28 июля 1877 г., во время русско-тур. войны, мон-рь был полностью разрушен армией Сулейман-паши. Из обители смогли вынести лишь чудотворную икону и требник. В дек. 1877 г. началось восстановление обители, а в следующем году была построена новая церковь (Там же. С. 34, 39-41). Кроме чудотворной иконы в обители хранится частица мощей вмч. Георгия Победоносца, к-рую принес архим. Серафим (Раев) (Там же. С. 65).

В честь Введения во храм Пресв. Богородицы женский монастырь

расположен на окраине города, на правом берегу р. Тунджа. Письменных свидетельств основания мон-ря не сохранилось. Считается, что он возник в XVII - нач. XVIII в. (Он же. 1927. С. 568; Ненов. 1971. С. 21; Валентина (Друмева). 1998. С. 20-25). Спустя столетие после основания при обители было открыто 3 или 4 подворья (метохии). В XIX в. обитель была широко известна: в ней после смерти К-польского патриарха Евгения II жили его мать Елена и сестра Феофано. В 1839 г. рус. мон. Парфений (Агеев) сообщал, что монастырь известен по всей Турции и в нем проживает «более тысячи монахинь» (Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 2008. Т. 1. С. 276-277).

Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер
Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер

Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер
Ок. 1860 г., когда число насельниц достигло 90, было принято решение о строительстве каменного храма вместо деревянного. При поддержке рус. консулов в Пловдиве Н. Герова и в К-поле кн. А. Б. Лобанова-Ростовского игум. Евпраксия (Гешова) в нач. 1861 г. направила монахинь Харитину и Евдокию в Россию для сбора пожертвований. Сестры посетили Кишинёв, Херсон, Киев и Москву и помимо денежных пожертвований привезли 6 сундуков с церковной утварью и облачениями. Среди российских благотворителей были российская имп. Мария Александровна, архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов), переселившиеся в Россию болгары, напр. С. Н. Палаузов. Мраморная плита над зап. входом в храм сообщает дату окончания его строительства - 26 июля 1862 г. (вероятно, день освящения). В 1870 г. калоферские монахини посетили жен. обители Киева.

26 июля 1877 г., во время русско-тур. войны, мон-рь был разграблен и подожжен турками, а укрывшиеся в нем монахини и местные жители убиты. После окончания войны обитель восстановили на пожертвования из России, записи о поступлениях к-рых сохранились в специальной книге за 1879-1900 гг. В 1881 г. были завершены основные работы, в 1886 г. пристроены нартекс и колокольня. Храм возведен по проекту болг. архит. И. Боянина, построившего церковь в Этропольском монастыре (1858), католич. собор св. Людовика в Пловдиве (1864) и др. (Бербенлиев, Партъчев. 1963. С. 75-79, 146-148). Храм является 3-нефной псевдобазиликой, сложенной из ломаного камня (15×8 м), с 5-гранной апсидой, над двускатной крышей возвышается купол. В храме было 2 входа, с запада и севера (позднее последний был замурован). Перед западным входом устроен нартекс с небольшой колокольней. Две пары каменных колонн разделяют наос на 3 части, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Под алтарем устроен колодец, вода в к-ром считается целебной (Валентина (Друмева). 1998. С. 47-49). Местный худож. Кирилл Канчев в 1949 г. написал иконы для иконостаса, а в 1960 г. расписал храм. В храме почитаются 3 рус. иконы Божией Матери: Казанская, Тихвинская и Смоленская. В мон-ре есть небольшая часовня во имя вмч. Мины.

Впервые в Болгарии в этом мон-ре было открыто уч-ще для девушек, к-рое упоминается в газ. «Любословие» (1846. № 13) Константина Фотинова, выходившей в г. Смирне (ныне Измир, Турция) (Шишманов. 1894. С. 621; Валентина (Друмева). 1998. С. 188). Считается, что оно открылось в 1820 г., в эпоху болг. национального возрождения. В 1871 г. для него было построено здание. Мн. выпускницы уч-ща впосл. открыли школы в разных болг. городах и селах: Анастасия Димитрова (Плевен), Мария Бацарова (Шумен и Варна), Рада Казалийская (юж. болг. области), мон. Евпраксия (Попович). В мон-ре часто находили укрытие болг. революционеры и Васил Левский (иеродиак. Игнатий (Кунчев)), к-рый в 1868 г. организовал здесь революционный комитет.

В мон-ре проживают 8 монахинь. При нем действуют воскресная школа, в которой учится ок. 100 детей, и летний правосл. лагерь для детей из социально неблагополучных семей.

Лит.: Априлов В. Е. Денница новоболг. образования. Од., 1841. Ч. 1. С. 114-116; Фотинов К. Общое землеописание. Смирна, 1843. С. 89-90; Богоров И. А. Кратка география. Букурещ, 1851. С. 186; Икономов Г. Я. Кратко землеописание. Букурещ, 1856. С. 32; Шишманов И. Константин Фотинов, неговият живот и неговата дейност // СбНУНК. 1894. Кн. 11. С. 591-764; Начов Н. Калоферската мъжка св. обител. София, 1895; он же. Калофер в миналото. София, 1927; Бербенлиев П., Партъчев В. Брациговските майстори-строители през ХVIII и XIX в. и тяхното архитектурно творчество. София, 1963; Ненов Т. Калоферският край. София, 1971; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974; Валентина (Друмева), мон. Девическият ман-р Св. Въведение Богородично и метосите в Калофер. Калофер; София, 1998; Чавръков Г. Български ман-ри: История, изкуство, култура. София, 2000; Трополова Й. Калоферски девически ман-р Св. Въведение Богородично // Български дипломатически преглед. София, 2006. N 9/10. С. 136-139.
Д. Чешмеджиев
Ключевые слова:
Монастыри Болгарской Православной Церкви Пловдивская епархия Болгарской Православной Церкви Калоферские монастыри, 2 монастыря Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви близ г. Калофер
См.также:
ГОРНО-ВОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КИРИКА И ИУЛИТТЫ МОНАСТЫРЬ Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви
КАЛУГЕРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ муж., во имя свт. Николая Чудотворца Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви
АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ расположен на северо-востоке Болгарии
АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Софийской епархии Болгарской Православной Церкви
АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Болгарской Православной Церкви
АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви